Добрый дракон. Статья из журнала АвтоЗвук №11.2010

Студия автозвука  / Пресса о нас / Добрый дракон. Статья из журнала АвтоЗвук №11.2010
 

СИСТЕМЫ

Mazda CX-9. Студия: Accent-Audio

Рубрику ведёт Железный ШИХМАН
Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

Добрый дракон

  • SUM
  • Тип системы: аудио/видео
  • Аудио: 2-полосный фронт, 2-полосный тыл, сабвуфер
  • Источник/монитор: Kenwood DNX 7540BT
  • Усилители: E.O.S AE-90F, Eton ECC-1200.1D
  • Акустика: E.O.S. Clarity CS 100, Challenger TAS 6
  • Сабвуфер: Eton EC-12-800

Не виноватый я, она сама пришла!.. В номер уже была готова статья про машину, отвергающую стереотипы. Не успел я увидеть её на бумаге, как появилось ещё одно авто с «заявкой на патент».

Опять всё сделано не по канонам: акустика двухполосная, кроссоверы пассивные, стоит всё по штатным местам. Но звучит! Наверное, пора что-то в канонах подправить...

Mazda CX-9 — сама по себе машина весьма интересная и встречается на дорогах не так уж часто. Музыкальные (именно музыкальные, а не «желаю, чтобы всё») инсталляции в компакт-вэнах тоже бывают не каждый день, поэтому я помчался смотреть и слушать.

История появления автомобиля в студии Accent-Audio, как и большинство подобных историй, оригинальностью не блещет. Когда прошла первая волна восторга от нового автомобиля (а запах нового автомобиля даже ещё не выветрился), появились претензии к аудиосистеме. Ибо сказано у древних: «штатная BOSE ничего не мозЕ». Ну нельзя же так, в самом деле! Двадцать первый век уже вот-вот вторую десятку разменяет... А здесь только радио послушать да диски покрутить, и всё это — через невнятные картонки в дверях... Как будто технический прогресс остановился на последней пятилетке (кажется, называлась «Пятилетка эффективности и качества», но врать не буду, забылось уже). Короче, с этим нужно было срочно что-то делать.

Что бы ни говорил старик Пикуленко по своему радио, навигация в современном автомобиле нужна как воздух (вода, хлеб, самолёты Ил-2 фронту, нужное подчеркнуть). Особенно когда владелец перемещается не только из точки А в точку Б, а носится по всему алфавиту. А раз есть монитор для навигации, то и видео не помешало бы и телевизор, и камера, и поддержка современных форматов и носителей (например, жёсткого диска, пластиковые вступили в свою пятилетку эффективности и качества. Я так считаю). Слово за слово, постепенно нарисовалась полноценная мультимедийная система, естественно — с отменным звуком, со звука-то и начались претензии к штатной «типа системе». Аппетит пришёл уже во время еды, как и положено.

Как говорят в народе, «раз пошла такая пати — режь последний артишок». В итоге в проекте оказалась камера не только заднего, но и переднего обзора — чувствительная к длинноволновому участку спектра сама по себе, да ещё и с инфракрасной подсветкой. Это была идея хозяина, и, как позднее выяснилось в процессе эксплуатации, незаменимая вещь при движении по тёмным загородным трассам, там пешеходы иногда возникают прямо перед радиатором. Между прочим, позавидовал и сам призадумался, мне почему-то кажется, что за последние тридцать лет световой день как-то укоротился.

Теперь оставалось найти мультимедийную «голову», которая была бы в состоянии справиться если не со всеми поставленными задачами, то с максимально возможным их процентом. Одним из главных критериев при этом стало чтение некомпрессированных звуковых файлов в формате WAV через порт USB. На этом месте круг претендентов сузился с широкой украинской степи до светового пятна фар в ноябрьскую ночь на загородной дороге... Нет, поставлю себе фронтальную камеру, вот прямо с этого гонорара и поставлю. Извините, отвлёкся...

Круг, в общем, сузился до нескольких моделей. Проверенная и «вкусная» связка «Альп + 701-й процессор» отпала автоматически: не знает Alpine такого аудиоформата, в упор не видит. И одеяло бюджета на себя перетягивает очень сильно. А бюджет не резиновый, им нельзя накрыть все задачи одновременно. Поэтому решено было по максимуму вложиться в самое критичное звено. В динамики, естественно, вклад остальных компонентов в итоговое звучание на уровне светотени и полутонов, а динамик поверх всего этого широким мазком — р-р-раз! Хорошо, если светлым...

Короче, главный спрос — с динамиков. К тому же в отличие от акустики кардинальное улучшение звучания остальных компонентов обычно выражается цифрами совсем другого порядка. Поэтому на электронике можно даже сэкономить, если делать это с умом — поступиться некоторыми второстепенными функциями ради главного. Например, не стали делать ставшее почти обязательным поканальное усиление — решили обойтись двумя полосами и пассивными кроссоверами. В результате сэкономили целый усилитель, хотя кроссоверы, надо сказать, взяли далеко не копеечные.

Не меньшей экономией обернулся и выбранный в конце концов на роль центра системы Kenwood DNX 7540BT. Лишнего в нём ничего нет, а необходимое — в достатке. Навигация, поддержка WAV и остальных востребованных форматов, сенсорный экран, возможность работы с внешним TV-тюнером Kenwood KTC-V300E (естественно, его тоже прихватили, вместе с разнесёнными антеннами-«паутинками») и Bluetooth, что тоже немаловажно. Забылось в пылу борьбы с тонировкой, что ездить с телефоном у ушной раковины — удел юных светловолосых дам, иначе не заметят, как чудно телефон подобран к помаде. Лицам другого пола, возраста, цвета (да и количества) волос это уже как-то не к лицу. Так что Bluetooth не роскошь, а средство безопасного передвижения.

В качестве бонуса у этого «Кенвуда» имеется возможность работы в двухзонном режиме, когда фронт и тыл воспроизводят разные программы, это очень даже пригодилось.

А сэкономить получилось на внешнем DSP — в «Кенвуде» оказался свой, пусть незатейливый, но это всяко лучше, чем никакого. Встроенный кроссовер несложный, но для решения основной задачи вполне пригодный, им в итоге и воспользовались. Эквалайзер — пятиполосный, но он даже и не понадобился. Зато было самое главное, ради чего, собственно, и нужен цифровой звуковой процессор — регулируемые временные задержки. А остальные задачи вполне можно решить и старым аналоговым способом.

То, что дракон добрый, видно по лицу. Кстати, и слева от экрана, и на нём самом написано разным почерком одно и то же. «Лун», то есть «дракон», что тут непонятного?

На решётке сохранили неприличную надпись «Bose». На память. Из-за этого дракон тут неявно злится

Я заикнулся было про стереотипы, пора бы уже нарушить хоть что-нибудь. Так вот, первый же стереотип, который нарушили по желанию заказчика — многоканальность. Хотя система и мультимедийная — пусть будет классическое стерео. Не нужно ни центра, ни тыла — всё это от лукавого, настоящему аудиофилу достаточно двух фронтальных каналов, у него ушей — всего пара (нет, правда, я считал). Однако от сабвуфера клиент не отказывался: в огромном салоне добиться полновесного баса от мидбасов невероятно сложно — передаточная характеристика слабенькая, на неё особо рассчитывать не приходилось. На тыловые каналы его всё же потом уговорили, но не для основного, музыкального режима, а для вспомогательного, чтобы поберечь аудиофильские фронтальные динамики, если вдруг захочется «поддать жару» на улицу.

Так сформировалась специализация второй зоны, она стала «тусовочной» и ничем не мешает первой оставаться филармонической. На пикнике включаем вторую зону, где стоят динамики попроще и повыносливее, задние двери открываем, режем последний артишок и так далее...

Кстати, что бережём? На фронт поставили, не побоюсь этого слова, элитные E.O.S. Clarity CS 100. Рабочий диапазон частот заявлен как 42 Гц — 28 кГц, и некоторые основания для этого имеются, ключевые комплектующие — с родины Гамлета: у мидбаса бумажный диффузор Vifa, у твитера — кольцевая шёлковая мембрана ScanSpeak. Входящие в комплект кроссоверы построены на ленточных катушках с «воздушным» сердечником и аудиофильских плёночных конденсаторах Mundorf (тоже иномарка), резисторы отборные, да не простые, а с теплоотводом. Словом, полная возможность открыть для себя мельчайшие нюансы звучания. Надо только ею грамотно воспользоваться. Для этого и усилитель взяли «из той же оперы» — четырёхканальный E.O.S AE-90F, отличающийся особо нейтральным, «воздушным» звучанием. Четыре канала по 90 Вт, два на фронт, два — на тусовку, тут не мелочились.

На тыл тоже встал двухполосный комплект динамиков, но попроще и «подубовее», если так можно выразиться — Challenger TAS 6. Мидбас очень внушительного вида, с мощной магнитной системой и фазовыравнивающей «пулей», диффузор тоже бумажный, с влагозащитной пропиткой. Твитеры традиционные — с куполами из шёлка. Ну и кроссовер без изысков — зона не основная, а бюджет — не резиновый.

Сакуру тоже пробовали. Не пошла...

Пищалки E.O.S. состоят в дальнем родстве с принцем Гамлетом, между прочим

А вот с сабвуфером вышла «новая опера». Выбор саба — дело серьёзное, с ходу не получилось. Пришлось переслушать без малого десяток кандидатов. Вот их имена, чтобы было понятно: сравнивались не Pawasonic с Sitachi, а более чем выдающиеся модели. Alpine SWR 1242D, Eton EC-10-800, Eton EC-12-1000, Eton EC-12-800, Morel Ultimo 12, Polk Audio MM1224 (Momo старой серии), Revolt RW 12. В итоге выбор пал на Eton EC-12-800.

Усилитель для саба был выбран... правильно, по тому же принципу, что и на фронт — одной марки с динамиком. Моноблок Eton ECC-1200.1D. Импульсный, класса D, о чём говорит соответствующая буковка в названии. С максимальной мощностью «кило двести», запас карман не тянет. Как потом оказалось — совершенно правильный подход.

Кабели в системе — самых разных марок, в этой части опыт наработан немалый. Межблочники AIR-10, акустический на фронт — Klotz 425, на тыл — Audio Art AS162, на сабвуфер — старый добрый Daxx. Силовая проводка — Audio Art 4-го калибра.

Ну вот наконец я плавно добрался до рассказа о том, где и как всё это установлено. Где — в общем понятно, а вот «как»... Исходные пожелания были вполне ожидаемыми: сохранить объём и функциональность багажника — раз, максимально сохранить и по возможности облагородить внешний вид — два, сохранить функциональность бортового компьютера — три. Ну, с «раз-два» всё более-менее понятно, а «три» придётся пояснить.

Дело в том, что кнопка управления маршрутным компьютером оказалась не где-нибудь, а на панели штатной магнитолы, и связь с табло индикации тоже была организована через магнитолу. Надо полагать, это не странная прихоть разработчиков, а превентивная мера — чтобы не вздумали штатную систему поменять. Но в России всегда были Левши и Кулибины, не спасовали — сотворили нужный адаптер.

Проще всего было с динамиками — мидбасы встали в штатные места в дверях, пришлось лишь изготовить фасонные кольца-проставки да провести тотальную шумо- и виброизоляцию дверей. Фронтальные твитеры — в треугольники зеркал с индивидуальными углами разворота, тыловые — на плоскость в дверную облицовку задних дверей. Усилители и кроссоверы спрятались в багажнике под панелями, а с сабвуфером пришлось повозиться — помните про функциональность багажника?

В итоге получился «съёмный стелс». Корпус сабвуфера наполовину (потому что нельзя «впихнуть невпихуемое») скрылся в нише крыла, наполовину вылез в салон. Места он много не занимает, а в случае необходимости снимается быстро. Хитрый угол разворота динамика призван обеспечить достойный бас не только внутри, но и снаружи, когда открыта задняя дверь. А когда закрыта — звук отражается в салон.

Оставалось нанести последние штрихи в интерьере — уже рукой художника. Было желание подчеркнуть этнически японское происхождение машины. Естественно, сделать это нужно было по-японски, предельно деликатно, чтобы глаза не мозолило, поэтому девочки-анимэ с бездонными глазами, суровые самураи с катанами и нунчаками, — всё это даже не рассматривалось. Растиражировано, да и площадь картинам нужна немалая, в интерьере не помещаются.

С чем ещё ассоциируется Япония, кроме священной горы Фудзи? Правильно, с сакурой. Попробовали украсить сакурой переходную рамку под головное устройство, выполненную в общем чёрно-лаковом стиле машины, и даже заставку в «голову» пописали соответствующую. Нет, не смотрится розовый цвет, чёрный лак требует золота...

Тогда вспомнили про драконов — и места много не требуется, и во все элементы интерьера вписываются идеально. Но с восточными драконами нужно обращаться аккуратно, единого образца на всю территорию России от Камчатки до Карпат нет. Тут Восток, дело тонкое, как оказалось, японский дракон — злой, китайский — добрый. А отличают их по когтям, точнее — по пальцам. У злого по три пальца на лапах, у доброго — по четыре. Так что пришлось дракону стать добрым китайцем. Этника — это хорошо, конечно, но доброта победила...

Фронтальный мидбас. Красить всё, чего не видно, в оранжевый — фирменный почерк Accent-Audio

RTA

Ухо вновь не ошиблось, это радует. На низких частотах конкретный подъём ниже 63 Гц — а это и есть частота раздела с сабвуфером. Подтвердились и претензии к нижней середине — есть там некоторая «зазубренность» АЧХ в диапазоне 200 — 500 Гц, не криминальная, правда. Понятно, что не в звукомерной камере сидим, в реальном салоне, и места установки не идеальные. Однако всё, что есть в наличии — это динамики, встроенным эквалайзером не пользовались принципиально, да и непригоден он для ловли совсем уж мелких блох. Попробовали было исправить — лучше не стало, значит, пусть так и остаётся. Пропустило же ухо ямку на 1,25 кГц — потому что не мешает. Потому что дракон — добрый...

Тусовочно-тыловая акустика по компоновке напоминает домашнюю. По условиям применения — тоже

В тылу трудятся 6-дюймовые Challenger, менее изысканные, но более мускулистые, чем фронтальные

IN

Сабвуфер принадлежит редкой разновидности, «съёмный стелс»

«Лун» это оценил. Видите, как довольно свернулся на чёрном лаке — сквозном мотиве оформления салона?

Это — не второй сабвуфер. Так отражается первый и единственный в лаково-чёрной поверхности усилителя Eton

Древняя восточная мудрость: одна цифровая фотография заменит тысячу вордовских знаков — конструкция сабвуферного корпуса

Даже жаль, что такую красоту по концепции системы пришлось прятать (оттого вокруг всё оранжевое). Это — штатные кроссоверы топовой акустики E.O.S.

SQ

Честно говоря, не ожидал я от мультимедийной «головы» «пять в одном» столь впечатляющего результата. Справился-таки процессор с формированием сцены, да как справился — бас оказался совершенно передним, панорама — широкой и глубокой, без перекосов и загибов. Центральный образ только слегка расплылся. Самое интересное, что и с высотой сцены всё в порядке, хотя мидбасы стоят традиционно низко.

Тональный баланс в целом тоже не подкачал, хотя пара небольших замечаний к нижней середине всё же нашлась. Зато верхняя часть диапазона — без единого нарекания, прозрачная и воздушная. И на максимальной, и на средней громкости звучание очень сбалансированное, слитное, с великолепной прорисовкой деталей.

Бас — впечатляет, иной раз его даже через край. На тестовых фонограммах, записанных с полным низкочастотным диапазоном, это особенно заметно. Но общее впечатление от прослушивания осталось очень хорошее, после тестовых дорожек и бонусные пошли на ура. Особенно порадовала бабушка немецкого рока Нина Хаген: её голос, непростой для любой акустики, вызвал на сей раз лишь положительные эмоции.

Оригинал статьи http://www.avtozvuk.com/az/2010/11/012.htm

 

Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: