Цифровой Hi-End для Porsche Cayenne
- Что не так с Bose и почему оно плохо звучит ?
- Стиль в каждой детали: сабвуфер-стелс специально для Porsche Cayenne
- Верное расположение новых излучателей: способы нештатной установки
- Стиль и роскошь немецкого звука – особенности дизайна Brax
- Helix PSix – в сердце Hi-End системы: а что, так можно было ?
Лучшее Техническое Задание и его визуальный характер
Наш постоянный клиент приехал на автомобиле своего приятеля.
- Мне доверили только что купленный автомобиль, чтобы я его отогнал туда, где занимаются звуком профессионально. Друг не хочет разбираться и вникать, но готов заплатить за самые лучшие решения и результат.
- Ну, вы же знаете, что приехали по адресу. Есть какие-либо специальные требования по звуку и дизайну ?
- По звуку – нет, просто самое лучшее на ваш вкус, тут я доверяю на 1000%, а вот по дизайну – да. С одной стороны, хочется, чтобы всё было максимально спрятано и интегрировано, а с другой – если всё же будут новые детали в интерьере (а я вас знаю, будут), то они должны соответствовать понятию “круто, дорого, стильно”, уж простите за такое ТЗ, но у нас в компании до сих пор живёт классификация “чтоб перед пацанами не стыдно было”. Не подумайте про синие лампочки и шильдики Porsche по периметру. Ну…, думаю, вы меня поняли, остальное согласуем удаленно. Бюджет ограничим, но без глупостей.
- Ок, приступаем.
Проект правильной аудиосистемы для Porsche Cayenne
Итак, первое и главное: слушаем штатный Bose.
- Штатная аудиосистема играет довольно громко, звук не плывет в зависимости от громкости – это уже круто, не Range Rover, слава Богу.
- Разборчивость. Отсутствует. Это значит, что инструменты, голоса и звуки превращены в громкую кашу. При этом нельзя понять, что вот тут гитара, а вон там – рояль. Окончательная жесть начинается вместе с Rammstein – это просто смешно, хотя автомобиль то – чистокровный и лучший немец.
- Сцена и фокусировка образов. Отсутствуют. Любимый, чудесный и сказочный Гребенщиков вместе со своей гитарой поёт везде, но точно не перед вами. А ведь мечта любого меломана и поклонника конкретной группы – побывать на локальном, маленьком, кухонном концерте, чтобы казалось, что ОН поёт почти специально для тебя, что можно до него дотянуться и пожать руку, оценить его любимую, именно сегодня выбранную гитару номер 147. Про объемность электронных фокусов Майкла Джэксона вообще стоит умолчать…
- Бас. Есть. Его много (пользователь выкрутил настройку Bass). Но форма басового звена больше напоминает гору Фуджи, а не линейку, которая должна бы отличать огромное электронное зло у Weekend и скромную, но настоящую барабанную установку у Metallica. Вступление Helpless (Metallica) вызывает надменную усмешку – проехали, нечего тут слушать.
Почему же всё так ? Если сильно упростить ответы на этот вопрос, то вот почему:
- Заводской усилитель-процессор-кроссовер Bose очень бережет и себя и питание, которое для него сильно ограничено и динамики, которые нельзя порвать, ведь тогда клиент приедет менять их по гарантии. Кроме того, 70% его стоимости ушло в шильдик…
- Заводские твитеры сильно упрощены и расположены в торпеде, под стеклом. Далеко не самое лучшее место для разборчивого, точного и живого высокочастотного диапазона.
- Заводские среднечастотники играют сильно резанную и упрощенную полосу, но не это главное – они играют в колени. Потому, что стоят в дверях и направлены вниз. Значит нижнюю часть своего среднечастотного диапазона они еще тянут, а верхняя просто уходит от слушателя как раз на частотном стыке с пищалками, которые расположены….читайте пункт выше.
- Вместо мидбасов в Porsche Cayenne в дверях стоят обращенные вуферы BMW. Зачем они тут ? Как раз для громкого гудящего среднего баса, ведь они большие – 200мм. Ну и ладно, что таким динамикам принципиально недоступен диапазон выше 200 герц, зато вниз они могут давить почти сабвуферные частоты – вплоть до 40 герц. Другой вопрос, что усилитель Bose им этого не позволит – ведь в противном случае начнет трещать дверной пластик, а усилитель перегреется.
Что нужно, чтобы все это исправить.
- Забрать у штатной системы чистый и управляемый цифровой сигнал SPDIF в оптическом интерфейсе Toslink. Это легко и дешево, адаптер для этого есть и волшебно работает.
- В места, где штатно стоят пищалки, крайне желательно установить среднечастотники. Причем, желательно, хорошие среднечастотники - Brax Matrix ML3. Процесс не самый простой, но выполнимый.
- Новые твитеры лучше взять из топовой линейки лучшего немецкого производителя. Brax Matrix ML1 звучат бескомпромиссно круто по всем параметрам. НО! Они еще и выглядят дорого, серьезно и стильно. Значит, можем их показать. Попробуем согласовать с заказчиком форму и вид подиумов – об этом в отдельном блоке ниже.
- Вместо обращенных 200мм вуферов мы установим в двери Porsche Cayenne наши любимые бумажные 180мм мидбасы ScanSpeak 18W/4531G00. А после подготовки дверей, грамотного монтажа и точной настройки процессором попробуем придраться к их точности….
- Прикормим всю эту роскошь шестью каналами AB класса…. Хорошо бы. И правильно. Но это Porsche Cayenne. Нет тут столько свободного места под усилители. Спрашиваем у клиента: с запаской расстанетесь ? Категорический ответ: нет, без шансов. Итого нам нужно 8 каналов (6 на фронт и 2 на сабвуфер) разместить в скромном местечке под полом перед запаской. Нет. Только D класс. Поэтому совершаем единственно возможный выбор в такой ситуации и для такой системы: процессорный усилитель Helix PSix сабвуферный Alpine X-A90M.
Helix PSix – единственное на рынке устройство, способное конкурировать со связкой внешний процессор плюс усилители AB класса. В некоторых номинациях он способен переиграть аудиофильскую связку, в некоторых моментах только поспорит, но однозначно не станет слабым звеном. Важно: заказчик не увидит этих устройств – всё будет интегрировано и спрятано – ничего лишнего.
- Царь баса и мотор тяжелого рока – сабвуфер Brax ML10. Однозначно и на 100% решит задачу самого точного воспроизведения всего нижнего диапазона будущей системы. Тут кроются сразу две проблемы: сабвуфер по-любому будет виден, а значит выполнить его надо действительно стильно, кроме того, знаменитая головка Brax ML10 достойно сыграет в объеме от 25 литров, что не очень вяжется с понятием встроенного стелс-сабвуфера. Но, попытаемся решить и то и другое. Про исполнение – как всегда, чуть ниже, не переключайтесь ….
Сабвуфер-стелс для Porsche Cayenne: стильный немецкий бас
Первая и самая важная задача, которую предстоит решить: знаменитый аудиофильский Brax ML10 не будет правильно звучать в объеме меньше, чем 25 литров. Обычный, средний объем встроенного в крыло корпуса редко превышает 17 литров и это серьезная проблема. Но это же Porsche Cayenne! Его крыло оказалось крайне и крайне удобным для построения сложного, но крупного корпуса. После изготовления внутренней части и покрытия лаком, проверили объем самым аудиофильским способом: налили воды. Итог – 27 литров. Ура ! Brax ML10 будет играть.
Второе, важнейшее требование к сабвуферу в такой машине – внешний вид. И тут нам сильно стала мешать пластиковая вставочка с сеточкой для мелочей. Без сеточки она смотрится случайной непоняткой, с сеточкой – вообще колхоз, если расширить форму сабвуфера до этой детали, то его вид будет слишком громоздким….. Как быть – не понятно.
Однако решение пришло само и случайно. Так как наглые немцы продают свою роскошную решетку (Brax MR10) для сабвуфера без болтов и саморезов, а такой сабвуфер крепить можно только на болты, то пришлось немедленно покупать специальные нержавеющие метизы с полированным шляпами.
Финал смотрите на фото ниже, а про звучание Brax ML10 мы напомним в конце статьи.
Сложное решение важной задачи: установка среднечастотных динамиков Brax в Porsche Cayenne
- Будем снимать торпеду или выклеивать стекло, это прибавит к работам пару дней и N денег.
- Не, че то круто вы там разошлись, а попроще нельзя ?
- Нет. Взялись делать серьезно и правильно, желательно так и продолжать.
- Ну…. Что с вами делать, снимайте….
Однако, Porsche Cayenne слишком любим мастерами, а домой хочется вовремя, поэтому путем долгих препирательств, методами временной оклейки стекла и торпеды бронировочной пленкой, жабодушительной растраты на некоторый специальный инструмент, нам всё же удалось решить задачу и без снятия торпеды и без выклейки стекла.
Далее вторая проблема с СЧ звеном. Заводские пластиковые сетки совсем не для звука, просветлены ровно на столько, чтобы заводская пищалка сипела от стекла, но этого категорически недостаточно для работы Brax ML3, тем более, что закрепить их удалось жестко и отдача от них планируется явно недетская. Поэтому режем отверстие в 8 см прямо в заводской сетке-заглушке и превращаем деталь в классическую защитную радоитканевую панель, какими защищают от пыли все домашние напольные колонки. Выглядит одновременно просто и даже чуть эксклюзивно, а главное – это почти бесплатно. Лучше тратить усилия умственные и ручные, чем деньги и время заказчика.
3D печать и 3D дизайн – размещение твитеров Brax ML1 в Porsche Cayenne
Явно видимая деталь, без которой полноценный, детальный и роскошный звук просто невозможен – твитеры. Они должны смотреть в лицо слушателя, а значит подиумы для них должны быть не менее эстетичны, чем сами пищалки, но при этом попадать по стилю в навороченно-спортивный интерьер Porsche Cayenne.
3D печать и компьютерный дизайн решили эту проблему, на наш взгляд, великолепно.
На фото подиумы до перетяжки в кожу Nappa и уже перетянутые, стоящие в машине.
Важно: подиумы идеально симметричны, при этом имеют направление на 100% открывающее диаграмму направления дорогущих Brax ML1 для слушателя.
Аудиоподготовка дверей и установка мидбасов ScanSpeak 18W в Porsche Cayenne
Самая простая работа, стандартная и почти аналогичная такой-же процедуре для любого другого представителя VAG – виброизоляция дверей и установка новых мидбасов.
Жесткость и надежность крепления обеспечивают подиумы, напечатанные на 3D принтере, которые дополнительно усажены на клей Titan.
Второй важнейший момент – качество виброизоляции рамы двери, которую почему-то обычно пропускают даже те студии и мастерские, которые без обмана топят за качество.
Установка усилителей Helix и Alpine в Porsche Cayenne
Соскучились мы по удобствам багажного отсека Volkswagen Touareg… Замечательная полочка перед запаской не способна уместить три усилителя AB класса, но на ней чудесно размещаются два монстра D класса (один крут по звуку, другой по неисчерпаемой мощности и контролю), потому, что их сила не в габаритах, а в начинке.
Самое удивительное, что размещение усилителей вызвало у клиента неподдельный восторг: ух ты как аккуратно, я думал вы тут все порежете, чтобы разместить усилители, а выглядит так, будто так и было…
Hi-End на D классе в Porsche Cayenne: как это играет ?
- Это всё играет так, что заказчик, принимая автомобиль, сначала сидит с закрытыми глазами минут 20. Это даже немного смутило. Потом он стал показывать мурашки на руках и попросил настроить на его телефоне Tidle, после того, как мы предложили сравнить его с ЯндексМузыкой.
- Точность и скорость баса, включая диапазон, на котором стыкуются мидбасы и сабвуфер просто зашкаливают. Настоящий восторг именно так и выглядит: этого не может быть, так не бывает, я не знал, что так можно, это что мой телефон так играет …. И т.п.
- Громкость всё время хочется прибавить. Ощущение примерно схожее с восторгами автолюбителя, который всю жизнь тюнинговал свой VW Polo и вдруг уселся за руль Ferrari: ещё, дайте ещё, ощущения бесконечной мощности и драйва включает в нас жадность к перенасыщению.
- Заказчик не просто так слушал машину целый час, хотя ему и так ехать на ней в другой конец города: немедленно хочется послушать все свои любимые треки в новом качестве и от каждого снова мурашки.
- Разрешение и детальность, которые создают твитеры Brax с процессорным усилителем Helix вызывает чувство превосходства: а я то думал, что уже не слышу самых верхних частот по возрасту. А оказывается они все есть, все тут и можно ими обсыпаться бесконечно.
- Сцена. Теперь это действительно сфокусированные образы, причем они полноценные и полновесные, все тут – в центре торпеды и расставлены так, как задумывали музыканты и звукорежиссеры. Это новое, ни с чем не сравнимое чувство, которое обычно больше всего удивляет владельцев автомобилей с премиальными системами Burmester, Meridian и BOWERS & WILKINS, в которых, конечно же есть центральный динамик, но он не создает сцену, а только пытается оттянуть слушателя от левой стороны, к которой он привязан по причине посадки за рулем, слева.
- – А что, с усилителями AB класса это звучало бы ещё круче ?
- Не то, чтобы круче, но еще живее и телеснее.
- Ну, значит у нас есть куда двигаться дальше. Я подумаю на счет запаски….
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: