А что, если сделать настоящий звук в Smart ?
- Трехполосная акустика на компонентах Brax и Eton
- Съемный сабвуфер стелс на базе аудиофильской головки Dego
- Два усилителя для Smart Fortwo: как разместить
- Оригинальные решения по дизайну установки
- Аудиоподготовка дверей: сложности и особенности
Техническое Задание на новую аудиосистему для Smart Fortwo
- Я собираюсь оснастить приличным звуком несколько своих автомобилей, поэтому давайте начнем с самой дешевой, но очень любимой машины - Smart Fortwo Cabrio.
- Давайте, это интересно и оригинально, будет любопытная новинка на сайте.
- Но я хочу как минимум увидеть и потрогать компоненты, которые вы собираетесь установить.
- Мы будем выбирать аудиокомпоненты по внешнему виду ?
- Да. Я уже послушал вашу демо-AudiQ5 и да, она звучит значительно лучше, чем мой топовый Burmester в Mybach, я понял, что вы немного разбираетесь в компонентах и их звучании, я сознаю, что всё, что вы мне можете продемонстрировать на стенде не будет достоверно без автомобиля и настройки, я понимаю, что независимо от вложенных денег, Smart, Mybach, Audi, Dodge будут звучать по-разному, поэтому, очевидно, я вынужден довериться вашему выбору и рекомендациям, однако я понимаю в устройстве динамиков и, вообще, в качестве и уровне производства любых устройств, поэтому мне остается только взглянуть на изделия, которые вы рекомендуете и утвердить их или отвергнуть за низкое качество сборки. Если вас это устраивает – предлагайте ваши решения, я буду слушать рекомендации и разглядывать оборудование.
Вот такое замечательное Техническое Задание. Как-то с этим надо жить и работать, поэтому дальнейшие подробности читайте ниже.
Проект аудиосистемы для Smart Fortwo Cabrio
- Первое и главное: магнитола в новом Smart Fortwo - это штатная магнитола от Renault Clio, сигнал с неё крайне сомнительный. В этой связи у нас есть два варианта развития событий:
- Мы меняем штатную магнитолу на Alpine или Pioneer, что повлечет определенные растраты, но выходной сигнал с любого доустановленного устройства будет аналогвым, прошедшим через тракт Alpine или Pioneer, которые нельзя назвать эталонными, но и нельзя откровенно поругать.
- Мы сохраняем штатную магнитолу, но оговариваемся, что будущая система будет работать с использованием внешнего, альтернативного цифрового входа HD USB Audio (прямая цифровая передача звука с любого смартфона), при этом штатная магнитола тоже будет в составе системы и будет работать, но звучать будет ровно на столько, на сколько позволяет ее сомнительная начинка.
- Если я правильно понимаю, поменять потом штатную магнитолу не составит большого труда ? Скажем, если вдруг, мне покажется неудобен это USB HD Audio интерфейс ?
-Да, верно понимаете.
-Тогда принимаем второй вариант.
- Вторая важнейшая вещь: ваш автомобиль не подразумевает установку стандартной связки – процессор плюс усилители, поэтому с бОльшей долей вероятности будем предлагать решение на процессорном усилителе D класса, по умолчанию мы рекомендуем лучшее на рынке – Helix PSix.
- Давайте его сюда, буду смотреть как он сделан и из чего собран.
- Вот усилитель, вот его модуль HDAudio…..
- Да, это серьезное железо, сделано на высшем уровне. С чем сравнить можно ?
- Американский JLAudio, итальянский Audison Forza, китайский Best Balance, существуют еще несколько сомнительных устройств, но у нас нет их на складе.
- Того, что есть достаточно, всё вижу, всё понял, Helix подтверждаю, кроме того, если я верно понял, HD Audio интерфейс есть только у него ?
- Да, опять верно поняли.
- Хорошо, но тут же 6 каналов, значит будем строить трехполосную систему ?
- Мы хотели предложить двухполосную акустику с сабвуфером, который может работать от последних двух каналов этого усилителя.
- Зачем же мне двухполосная система, если можно построить трехполосную ? Нет уж, давайте говорить про трёшку, а на сабвуфер вы другой усилитель найдите.
- Хорошо. Идем дальше: твитеры, среднечастотники, мидбасовые динамики уменьшенной глубины (про двери Smart Fortwo будет отдельная история ниже), сабвуферные динамики, сабвуферные усилители, провода.
Нашему заказчику были предложены и наглядно представлены все существующие в студии компоненты, а наш склад насчитывает более сотни позиций, каждое изделие было внимательно изучено, некоторые устройства пришлось вскрывать, развинчивать и включать для демонстрации, однако, это было интересно и занимательно, даже не смотря на позднее время и созданный бардак.
В итоге, утвержден следующий набор компонентов:
Твитеры Brax ML1
Седнечастотники Brax ML3
Мидбасы Eton Discovery (про эти динамики расскажем отдельно, ниже)
Сабвуферный динамик Dego SUB SB10
Процессорный усилитель Helix PSix
Сабвуферный усилитель Focal FPX 1.1000
- Но это же комплект, который уже почти является Hi-End решением и слишком навороченный и избыточный для Smart Fortwo, да и сабвуфер крупный, мы же можем предложить значительно более компактное решение….
- Я приехал за звуком, а не за компактными игрушками, я всё выбрал, вот машина, действуйте.
Новые твитеры Brax в Smart Fortwo: и для звука и для красоты
Штатно в Smart в передней части дверей есть два замечательных треугольничка. Просто голый скучный пластик. Мы решили превратить этот пластик в изделие, которое мало того, что будет сливаться с интерьером по форме и текстуре, но будет дополнять и разбавлять простоватый интерьер.
Материал для перетяжки новых подиумов нашли ровно в цвет и текстуру заводского пластика, который, в отличие от дешевых японцев и корейцев, не пытается косить под текстурную кожу, а имеет технологичный ячеистый рисунок.
Твитеры Brax ML1 направлены так, что в диаграмму звука неизбежно попадают и водитель и пассажир, причём независимо от роста и способа посадки.
Интеграция: установка среднечастотных динамиков Brax ML3 в Smart Fortwo
Серединки, понятно, решили ставить в торпеду. Никакие подиумы на стойки тут не пройдут – и так с обзором есть сложности, а уж если правильно направить динамики в лицо, то стойки точно станут лишним элементом микроинтерьера.
Поэтому: снимаем торпеду, изготавливаем 4 переходных кольца (два нижних и два верхних), придаем им формы и текстуры в стиль автомобиля и…. И получается, что прям так и должно было быть. Странно, что немцы так не сделали.
Проверенный факт: Brax ML3 волшебно играют от стекла и Smart Fortwo не стал исключением. Вдобавок чуть придали жесткости местам крепления, стальную подложку проклеили материалами SGM, немного синтепона и вуаля: прекрасный и жирный частотный диапазон от 250 герц до 4 КГц уже тут, перед нами.
Имеет ли смысл говорить про фокусировку среднечастотной полосы в условиях такого маленького автомобиля – она сводится за 10 мин и сразу практически идеальна.
Аудиоподготовка дверей, которая начинается со снятия крыльев Smart Fortwo
Подиумы ? Снятие торпеды ? Ха… Всё это фигня и детский лепет по сравнению с аудиоподготовкой дверей, которая в обычных машинах является одной из самых простых технологических операций.
А почему это зашумить двери в Smart Fortwo стоит в 2 раза дороже, чем в обычной машине ?
А вот почему:
- Снимаем капот
- Снимаем передний бампер
- Снимаем передние крылья (только по официальной, родной, немецкой инструкции)
- Снимаем накладки наружных зеркал и сами зеркала
- Снимаем внешние ручки и их накладки
- Снимаем внешние, наружные детали дверей
- Снимаем внутренние, каркасные детали дверей
И даже после всех этих процедур, остается масса сложностей с проходом проводки в двери, с крепежом новых мидбасов и с жесткостью самих дверей.
Главное: у дверей нет металлической рамы, есть каркас по периметру и две накладки – снаружи и изнутри. Мало того, что мидбас крепится к пластику, причем изнутри, ко всему глубина мидбаса ограничена 54 миллетрами, а таких динамиков крайне мало.
В итоге, мы вынуждены выбирать будущие новые мидбасы для системы Hi-Fi уровня по параметру ГЛУБИНА. Второй важнейший параметр: как бы мы ни задемпфировали пластик дверей, динамик всё равно будет висеть на пластиковой обшивке, а значит его нижний частотный раздел мы не будем опускать ниже 80 Герц. И вот тут нам на выручку пришли динамики из далекого соревновательного прошлого.
Eton Discovery D-160SQ лежали на нашем складе уже лет 7. До этого они помогли выиграть несколько этапов соревнований EMMA, но было это в далеком 2009 году.
Мидбасы Eton Discovery были немедленно найдены, очищены от пыли и предъявлены заказчику.
- Да, тут есть и приличные технологические решения, такие как ячеистая структура диффузора и прошитые в подвес подводящие провода, но есть и некоторые недостатки. Если вы их рекомендуете, давайте ставить.
- Мы их рекомендуем по причине отсутствия внятного решения для вашей задачи. Разумеется, мы найдем другие динамики с уменьшенной посадочной глубиной, но они будут явно проще общего уровня будущей системы. Кроме того, за звук Eton Discovery никогда не было стыдно, это бешеная точность и скорость, но и явное отсутствие нижнего диапазона ниже 80 герц, которое в случае именно со Smart даже на руку. Если бы мы смогли раскачивать полноценные по глубине мидбасы до 55 герц, как мы это любим, то ни крепления, ни пластик дверей просто не выдержали бы, а вы дали понять, что громкостью баловаться будете не на шутку. Так что, да, по факту, Eton Discovery из 2009 года на данный момент, единственное быстрое и качественное решение в такой системе и в такой машине.
О том, как играют старинные Eton Discovery в сложных дверях Smart Fortwo, читайте в окончании статьи.
Установка усилителей Helix и Focal в Smart Fortwo
По сравнению с акустикой, установка усилителей – вообще легкотня. Обычный монтаж под сидениями.
НО, разумеется, все крепежи на стальных шпильках под гайку, а стальные трубочки-ножки выравнивают горизонт. В Smart Fortwo оказалось 3 пола. Видимо, это связано с жесткостью и безопасностью.
Как всегда, все этапы каждой работы, мы предоставляем заказчику или на фото в мессенджер или вживую, если не лениво приехать и взглянуть. Понятно, что как только клиент увидел голый металл пола и заднего капотного щита, он немедленно попросил выполнить шумоизоляцию. На все заверения о том, что это будет малоэффективно по причине отсутствия в машине крыши, клиент сказал: вот и послушаем и проверим, 10 000р не жалко за эксперимент.
На фото попал процесс виброизоляции, но упущены фото с материалом SGM Ultra, который мы тоже умудрились запихнуть под пол Smart Fortwo.
Аудиофильский сабвуфер Dego в Smart Fortwo
- Ну зачем вам такой сабвуфер в такой маленькой машине ? Давайте мы сделаем аккуратный, скромный корпус для Slim версии приличного динамика, например JLAudio или Focal…
- Да вы что, шутите ? Вы посмотрите на качество литья, посмотрите на подводящие провода, даже точность склейки деталей диффузора у Dego выше, чем у всех ваших Slim….
- Хорошо, Dego отличный саб, но внятно играть он начнет в объеме от 20 литров. Значит для вашего микробагажника-капота это будет изделие, занимающее треть пространства…
- Ну и что, пусть, это же хороший саб, вот и ставьте.
Остается только похвастать изящной и крайне компактной формой корпуса, который занимает минимальное количество места в багажном отсеке, обтянут в ту же сетчато-ячеистую экокожу, которая так хорошо сочетается с заводским рисунком обшивок. Объем 22 литра, березовая фанера, и наш новый металлический шильд, который мы никак не утвердим по размерам и дизайну, но уже начали использовать :)
Как управляется и как звучит новая аудиосистема в Smart Fortwo
И что же и как мы будем слушать в этом замечательном автомобиле ?
iPhone ? Нет, iPhone – это просто накопитель и листатель контента. На самом деле мы будем слушать ЯндексМузыку и Tidal. Модуль Helix HDAudio Interface забирает чистую цифру со смартфона. Остается только скачать нужный трек и нажать Play.
Как только мы запустили выбранный трек, процессор мгновенно переключается с сипящего и кривого сигнала штатной магнитолы на цифровой вход и начинает играть своими ЦАПами, которые, кстати Asahi Kasei.
Если мы слушаем обычный трек с ЯндексМузыки, то скорее всего, это MP3 320 кбит/с, а вот если Tidal, то это уже CD качество, равное 1411,2 кбит/с, а вот если Tidal MASTER, то циферка будет и вовсе впечатляющей, потому что процессор Helix “видит” это как 88кГц/32 бит, умножьте 88 на 32 и на 2, а по факту это действительно удивляющее разрешение.
А что на слух ? А на слух мы получили, наверное, самый музыкальный Smart, ну, по крайней мере из всех, что нам доводилось видеть и слышать.
Фокусировка ? Она тут будто бы сама появилась, просто гвоздём прибитые образы, явно глубже, чем короткий капот. Инструменты точные и раздельные – все ровно по центру маленькой торпеды. Микродинамика среднего баса (помним, что мидбасы играют только до 80 герц) просто обалденная. Общее впечатление можно передать как “этого тут не может быть”, но оно есть. Роскошный, точный, полный звук, создающий атмосферу именно Smart – то есть умный, сообразительный, мудрый…
А придраться ? Придраться можно: сведение низкочастотного звена мидбасовых динамиков с сабвуфером несколько странно и непривычно, ведь нормальный стык находится значительно ниже – 55-60 Герц, а сабвуфер стоит прямо над ухом – это особенность Смарта. По этой причине мидбасовый панч, то есть стартовые удары барабанов на многих треках Rummstein, Metallica, Nirvana, становятся не такими сфокусированными, однако это не отнимает у них скорости и хлёсткости. Зато такая особенность откровенно на руку музыке типа Weeknd, где нарочно разделены средний и огромный и жирный накрывающий бас.
Для регулировки громкости предусмотрен новый энкодер (крутилка), который расположен справа от рычага КПП, очень удобно и вполне в стиле автомобиля. Для переключения двух настроек: “фокус, точность для водителя” и “ярче твитеры, больше баса, фокус развален, крыша открыта” – предусмотрена кнопка слева от руля, рядом с ней регулятор громкости сабвуфера. Всё это сфотографировано и представлено ниже. Пользуйтесь.
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: