Надежная роскошь: звук в Lexus LX570 без компромиссов
- Самые надежные компоненты для суровых условий эксплуатации
- Симметрия: два Lexus LX570 и их одинаковые системы
- Идеальное расположение излучателей и штатное исполнение
- Крыша в алькантаре, полная шумоизоляция и лучший звук
- Один альтернативный сабвуфер для двух автомобилей
Техническое Задание на построение аудиосистем в Lexus LX570
- Мы с братом приобрели два новых Lexus LX570 и так случилось, что оба стали искать место, где профессионально дооснастить машины звуком и независимо друг от друга вышли на вас. Видимо, это признак хорошей рекламы, а может и совпадение…. Короче, нужен серьезный звук, шумоизоляция и крыша в алькантару.
- Раз вы всё прочитали, то уже знаете, что это наши профильные задачи и всё будет выполнено как надо.
- Да, есть несколько нюансов. Во-первых, всё должно быть абсолютно идентично в двух машинах, во-вторых, вы должны принять во внимание, что эксплуатироваться автомобили будут в Красноярске, ну, и в-третьих, круг лиц, допущенных к эксплуатации будет включать человек 7-8, поэтому всё должно быть очень штатно, понятно, надежно и без лишних заморочек.
- Принято, всё учтем. Нам, в свою очередь, потребуются некоторые уточнения:
- Предпочитаемые жанры, причем и ваши и брата.
- На сколько мы можем развернуться в багажном отсеке, можем ли позволить себе чуть изменить форму обшивок для встройки серьезного сабвуфера ?
- Разрешаете ли изменить внешний вид лобовых стоек ради максимально красивого и точного ВЧ диапазона ?
- Мы оба меломаны, однако выделить могу тяжелый рок и рэп, остальное по настроению. К багажному отсеку не притрагиваться – ни одного сантиметра пострадать не должно. И так места мало. Со стойками делайте как считаете нужным, но пришлите фото на согласование.
- Принято. Пригоните две сразу или по одной начнем, чтобы было с чем сравнивать ?
- Всё и сразу, некогда развлекаться…
Вот такое, по-Сибирски строгое, но красивое задание.
Автозвук для Lexus LX 570: проект новой аудиосистемы на немецких компонентах
Далее – подробно и в нашем стиле, по пунктам про выбор всех компонентов аудиосистемы и способ их подключения.
- В первую очередь, нам необходимо избавиться от штатного усилителя. Какой бы он ни был брэндовый, а это Mark Levinson, который, как известно лучше, чем Harman и Burmester, тем не менее со своей задачей справляется крайне вяло, грустно, тихо, короче говоря, совсем не тянет на уровень самого автомобиля. Однако, мало того, что штатный усилитель коверкает и плохо усиливает, он ещё и является полноценным и сложнейшим кроссовером, который нарезает частоты на свои бумажные динамики и собирать этот изуродованный сигнал нет никакого смысла.
Славно и великолепно, что московская компания Trioma выпускает для многих современных Lexus готовое и очень надежное решение, позволяющее забирать со штатной магнитолы ПОЛНЫЙ, ЧИСТЫЙ, ЦИФРОВОЙ сигнал SPDIF, который будет управляться штатными органами управления. То есть вообще без изменений для пользователя (помним пункт ТЗ про максимальную простоту и штатность).
- Этот чистый и управляемый цифровой сигнал мы отправим в новый усилитель по оптике. Усилителем для всей системы будет топовой и непревзойденный двенадцатиканальный процессорный усилитель Helix VTwelve. Количества его каналов (12) аккуратно хватает для обслуживания двух трехполосных систем – спереди и сзади. Да, Lexus LX570 – это тот автомобиль, в котором даже мы, при всей своей любви к точности фронтального звука, не можем отговаривать от установки тыловой акустики. Слишком уж большой кузов, да и в ТЗ на новую систему, значится ровный и полный звук для всех пассажиров, а их будет много и ездить они будут совсем не по-московски – далеко и долго.
Важно: надежнее процессорных усилителей Helix мы не знаем. С учётом мировой ситуации на рынке электронных компонентов, можем предположить, что конкурентов у Helix VTwelve не появится еще много лет. За эту железку мы точно спокойны и можем смело отправлять ее в опытную эксплуатацию в Сибирь.
- Чуть разобрав новый Lexus LX570 обнаруживаем, что в торпеду МОЖНО установить 4-х дюймовые среднечастотники, а в задних дверях достаточно места для …. 4-х дюймовых среднечастотников. Это великолепно. Это означает, что СЧ диапазон и для передних и для задних пассажиров будет максимально разборчив, силен, глубок и по-домашнему красив.
Для установки в штатные места без визуальных изменений выбираем проверенные, надежные, низкоиграющие, немецкие динамики Dego Powerline PO4.0MR.
- Выбор мидбасов для системы, которую, очевидно, будут слушать громко, на морозе и на жаре, насиловать рэпом и наслаждаться тяжелым роком, можно сказать, очевиден. Немецкие динамики SOaudio SO165/38 нас ещё не подводили. При плотности звучания, крайне близкой к Brax, высокой перегрузочной способности и высочайшей надежности, комплект SOaudio SO165/38 стоит внутри 30 000р.
Важно: 38 в названии этих динамиков – это диаметр звуковой катушки в миллиметрах, а это значит, что надежность и способность к контролю у SOaudio SO165/38 выше, чем у конкурентов. Плетеная структура материала диффузоров, очень напоминающая изделия из карбона, говорит о том, что даже в суровых сибирских морозах, порвать их не удастся.
- Фронтальные твитеры берем топовые, немецкие Brax ML1 В который раз эти пищалки клиент выбирает на основе сразу двух критериев:
- Большинству меломанов и искушенных слушателей сразу заходит фирменная мягкая и кристальная разборчивость ML1 – ведь они установлены в одном из наших демо-каров;
- Дизайн Brax ML1 на столько роскошен, что и сравнивать то не с кем, а ведь пищалка – это в большинстве случаев, единственный видимый компонент новой аудиосистемы.
Новые твитеры установим в стойки лобового стекла, но не с заводским разворотом друг на друга, а правильно, в элегантных подиумах.
- Тыловые пищалки выберем поскромнее – Helix C1T. Нет смысла тратить деньги заказчика на твитеры, которые все равно слышат только задние пассажиры, да еще и развернуты они в штатных местах “идеально” друг на друга, что частично убивает способности любых пищалок.
- Разбираем заднее правое крыло и обнаруживаем штатный, полноценный 10-и дюймовый сабвуфер, который просто не слышно. Он есть, но кроме гудения ни на что не способен. Помним про категорический запрет на изменения в багажном отсеке и выбираем новый сабвуфер на основе допустимой посадочной глубины и объема штатного корпуса.
Кстати: Lexus LX 570 – первый автомобиль, в котором мы приняли решение не строить корпус сабвуфера заново. Штатное пластиковое корыто имеет удивительно толстые стенки, отличные, жесткие крепежи, идеально герметично и требует лишь хорошего вибродемпфирования. Динамиков, которые при НУЖНЫХ габаритах идеально удовлетворят музыкальным требованиям клиента, существует два – Audison APS10 и Helix K10S. Однако Helix играет чуть собраннее и плотнее, а значит является лучшим кандидатом для поклонников рока. Audison APS чуть жирнее, однако значительно раскатистее. На вопрос клиенту: всё же, чего больше в вашем плейлисте – рэпа или рока, ответ расплывчатый: вы не переморачивайтесь, но мне нужно, чтобы давило и я чувствовал, что сабвуфер – это сабвуфер, он есть и с запасом. Теперь приоритет у Audison.
- Усилитель, который будет работать с сабвуфером, должен не уступать в надежности всей системе, иметь запас мощности и обладать скромными габаритами, ведь в огромном Lexus LX 570 нет свободного места для новых устройств. Почти нет…
Helix MOne X идеально удовлетворит всем перечисленным требованиям. Важно: установив сабвуферный моноблок от Helix можно спать спокойно: вероятность его отказа стремится к нулю.
Схема и смета утверждены и многократно проговорены с заказчиком, приступаем.
Потолок в настоящей алькантаре – непременный атрибут дорогого и современного автомобиля
Попробуйте приобрести, пусть даже и не в России, топовую комплектацию Mercedes, Audi, Porsche или BMW. В таких машинах всегда будет потолок в темной алькантаре. Почему ? Потому, что это стильно, выглядит дорого и роскошно, жутко практично, намекает на принадлежность автомобиля к элитно-спортивному миру и всегда поднимает цену машины при ее продаже.
Пусть Lexus LX 570 и не элитный, и не спортивный, зато надежный и дорогой. Почему бы японцам не предусмотреть такую опцию ? Почему- то даже в топовых Lexus такая опция с завода не принята. Исправим.
На фото могут попадаться элементы серого и зеленого кузовов – это по причине того, что перетяжка потолка выполнялась идентично в двух автомобилях, как, собственно, и все остальное.
Разумеется, перетяжке предшествует обработка вибродемфирующими и шумо-теплопоглащающими материалами всего доступного металла крыши.
- Ручки обшивать алькантарой ?
- Неет, вы что, все будут трогать, засалено будет. Оставьте пластик.
- Может кожей черной ?
- Она будет лосниться, не надо…
Шумоизоляция – обязательна для японских автомобилей, даже такого класса как Lexus LX570
- Пол и задние арки: 1,5 слоя STP Devils Gold, слой STP Sonora по всей площади
- Двери: 1 слой STP Devils Gold внутри, 1 слой STP Визомат МП на раму (это необходимо для жесткости акустического экрана), 1 слой STP Devils Gold на раму поверх визомата, 1 слой STP Devils Gold на пластиковые обшивки, 1 слой мягкого Relief 15мм под обшивку.
- Крыша: 1 слой STP Devils Gold 1 слой акустический войлок 15 мм.
Всё это – лучшие материалы от лучшего производителя для максимальной эффективности. Теперь японский монстр стал сильно лучше немцев по своим шумоизоляционным характеристикам и … заметно теплее.
Жесткость материала Визомат МП позволит новым динамикам в дверях играть плотно и собранно, а несколько слоев вибродемпфера Devild Gold убьют все дребезги и гудение.
Фотографий много, могут подгружаться….
Новый дизайн стоек лобового стекла – подиумы не только для твитеров BRAX ML1
Кроме того, что нам необходимо разместить новые, лучшие автомобильные твитеры Brax ML1 так, чтобы они играли для слушателя, а не друг для друга, нам ещё нужно исправить отвратительный визуальный косяк штатной установки твитеров.
С завода в такой дорогой машине, с дизайном салона пусть и не космическим, но вполне серьезным, плохие пищалки спрятаны за сетками-нашлепками, которые не врезаны в пластик, не являются его частью, а приляпаны поверх основного корпуса накладки стойки так, будто их придумали в самый последний момент. Отдаёт дизайнерским ремонтом, в котором на углах стен наклеены пластиковые уголочки…..
Новая обшивка стойки несет в себе богатый по звуку и стильный внешне немецкий твитер так, будто изначально его обняла и отпускать не хочет. Разворот идеален при любой посадке и настройках сидения, всё перетянуто фирменной алькантарой. Разве так не должно быть ?
Кстати: обратите внимание на фото-сравнение штатной пищалки и Brax. Для тех, кто верит, что за надписью Mark Levinson стоит излучатель, отвечающий брэнду.
Штатная установка новых среднечастотных излучателей Dego в LX570
Места под установку довольно габаритных среднечастотников DEGO PO 4.0 в Lexus LX 570 предостаточно. Причем и в торпеде и в задних дверях. Монтаж довольно простой, нужно лишь чуть переделать крепежи.
Фронтальные серединки получили нижний раздел в 170 Герц, они стоят очень жестко, полости в торпеде заполнены синтепоном (не набиты), тыловые – в 250, тут почти FreeAir и нет необходимости забираться слишком низко – отличный мидбас рядом, в 15 см.
Настоящий, глубокий и полный СЧ диапазон теперь есть и спереди и сзади. Его динамика вызывает восхищение, а мягкость и даже некоторая жЫрность полностью соответствуют огромному, брутальному и чуть напыщенному салону LX 570.
Кстати. Из всей штатной звуковой начинки Лексуса, лучшее – это серединка. Она будто бы изготовлена на другом заводе, чем твитеры и мидбасы. А почему же не играет ? А усилитель Mark Levinson не даёт. Потому, что если бы он разрешил динамикам воспроизводить их честный диапазон от 200 Герц до 3,5 КГерц, то характер их звука сразу же стал бы выделяться из всей остальной системы.
Новые мидбасовые динамики SOAudio 165\38 в передних и задних дверях Lexus LX 570
Когда мы проектируем аудиосистемы с тыловой акустикой, всегда стараемся подобрать тыл так, чтобы мидбасы были или одинаковыми с фронтальными или максимально похожими по звучанию. Ведь если динамики спереди и сзади будут сильно отличаться по своим музыкальным свойствам, то мы разрушим тональный баланс: спереди плотно и быстро, а сзади гудит и опаздывает ?
Наверное, у нас слишком мало опыта, но понять, зачем в передних дверях стоят овальные пластиковые держатели 6Х9 с картонными диффузорами, а сзади 165мм вуферы с пластиковыми колпаками мы не можем. На слух штатное звучание воспринимается именно так: спереди уверенно гудит и тормозит, а сзади – хлопает. Что за музыка такая должна быть, чтобы так звучать ?
Чтобы звук в таком большом салоне, при включенных задних динамиках, был слитным, одинаково точным, одинаково быстрым, одинаково натуральным, разумеется, ставим и в передние и в задние двери новые немецкие мидбасы SOAudio 165\38.
Многие наши заказчики задают вопрос: а какие динамики самые лучшие на ваш взгляд ?
На наш взгляд, идеальным сочетанием точности, скорости, мягкости, натуральности, плотности и надежности удовлетворяют мидбасы Brax. Однако они принципиально не хотят играть громко – ранний выбор хода диффузора не позволят добавить вот тут самую чуточку громкости без проявления противного лязганья, которым Brax сообщает пользователю, что им уже достаточно.
А какие динамики максимально близки к Brax, но при этом позволяют переступить границу громко-очень громко ? Это именно SOAudio 165\38.
Первые несколько часов их звучание кажется суховатым, однако позднее, пользователь начинает слышать и понимать, что такое точность и отсутствие лишнего бубнения, которым обладают почти все мидбасы с более высокой Qes и низкой механической добротностью Qms.
Монтаж – как всегда: подиумы из усиленного ABS на 3D принтере, крепление на болты под вживляемую гайку, дополнительная вклейка твердым клеем Titan, пайка на клеммах.
Штатный монтаж тыловых ВЧ излучателей Helix C1T
Раз уж мы вынуждены устанавливать классные немецкие пищалки Helix Competition в штатные места задних дверей Lexus LX570, то выполним этот простой процесс максимально технологично.
Новые держатели-подиумы изготовлены на 3D принтере и монтируются за 5 минут. Зато модель рисуется 3 часа… Но ведь у нас две одинаковые машины, значит 3D моделирование уже оправдано.
Полная интеграция: скрытый монтаж усилителей Helix в Lexus Lx570
Несколько лет назад мы выполняли довольно сложную инсталляцию в LX 570. Тогда наш постоянный заказчик привез свои любимые усилители E.O.S и сообщил, что не готов отказываться от их мягкого звука. Установка была сложной и долгой. В огромном кузове Lexus LX 570 просто нет свободных мест для габаритных усилителей AB класса. Единственная вероятность – под передними сидениями, но и тут ждут сюрпризы и сложности.
Совсем другое дело – Helix. При невероятных возможностях этих усилителей, их габариты более чем скромны, а способ коммутации проработан до мелочей и, вследствие, крайне удобен.
Helix Vtwelve – под пассажирским и Helix MOne X – под водительским. Размещаются так, будто так и задумано с завода.
Разумеется, все крепежи под болты и гайки, вся проводка – Klotz и TchernovAudio имеет дополнительную защиту.
Штатно-нештатный, музыкальный сабвуфер в новом Lexus LX570
С сабвуферами в двух Lexus мы откровенно наигрались и даже пригласили заказчика к моменту финальной сборки. Тут целая история, и, кстати, вполне любопытная.
- А хотите, мы установим в зеленый автомобиль головку от Audison, а в серый – Helix. И мы дадим свою оценку и вы послушаете ?
- Да, отличная затея.
Перед окончательной сборкой выполняем настройку обеих систем и сравниваем в одинаковых условиях разные сабвуферы. Ощущения удивительные. Мы по-прежнему любим и Audison и Helix. Helix поувереннее, пожестче, Audison мягче, но заметно раскатистее и, даже, будто бы ниже. Он более блюзово-рэповый.
Собираем все проклеенные и усиленные обшивки. Включаем громко и ищем дребезжалки. Причем, вместе с заказчиком.
Обалдеть ! Не смотря на то, что сабвуферы стоят в штатных, но доработанных корпусах и закрыты огромными пластиковым обшивками, проклейка которых не может быть ещё плотнее, даже на несколько неприличной громкости в салоне НЕТ слышимых и явных призвуков и дребезга.
Однако. Если стоять снаружи машины….. Ой, ой, ой… Дребезжит бампер, задний правый фонарь, крепежи глушителя и что-то еще внизу…
Заказчик доволен, но сообщает: а если я захочу еще жару дать, что же буду позориться этим дребезгом ?
- Ну, уж извините, это автомобиль, причем не немецкий. Для таких дискотек не очень предназначен.
- А если поставить в багажник отдельный ящик с еще более злым сабом ?
- Это можно и очень легко, но вы же запретили менять объем багажного отсека…
- А мы его сделаем съемным и перемещаемым. Чтобы для дальних поездок могли работать штатные встроенные сабвуферы, а когда я один и багажник не нужен, буду подключать отдельный, злой…
- Можем так сделать, за закрывашкой правой обшивки сделаем универсальный разъем. В какой машине это делать ?
- А в обеих естественно ! Тогда смогу переставлять из машины в машину.
Берем с полки самый музыкальный из злых сабвуферов – JLAudio 10W3v3-4, изготавливаем для него приличный по виду отдельно стоящий корпус и… вот оно.
Больше инфра низких, больше глубины, больше громкости, но бампер и задние фонари не резонируют, зато резонирует всё в студии – от плафонов под потолком на высоте в 6 метров до чайных ложечек в чашках на кухне в 10 метрах от машины.
- Вот, это именно то, что я и хотел. Готов забирать обе машины.
НЕ Mark Levinson в Lexus LX570
Да, нужно признать, что штатный Mark Levinson в Lexus звучит лучше, чем Burmester в Mercedes и Harman в BMW. Однако, есть ли смысл сравнивать не очень хорошее с дрянью ? Значительно интереснее послушать ЛУЧШЕЕ !
После замены всей начинки штатной аудиосистемы Lexus LX 570 меняются важнейшие параметры звучания, которые отвечают за настоящее удовольствие от музыки:
- Разборчивость, полнота и красота высокочастотного диапазона. Это те самые, кристально- чистые, воздушные звуки, которыми отличается хорошая аудиосистема от посредственной.
- Проработка, фокусировка и глубина сцены. Важнейший параметр, о котором многие меломаны и не подразумевают. Перед слушателем расставляются все записанные исполнители и инструменты, эффект стерео работает именно так, как задумал звукорежиссер.
- Ровный и полный тональный баланс. Это значит, что все звуки воспроизводятся так и на такой громкости, что не мешают друг другу и не искажают ту картину, которую задумал исполнитель. Рояль – так рояль, а не пародия, контрабас – размером с человека, а не со скрипку, барабан – так он и есть барабан, а не ладонью об стул.
- Полный, запасной и уверенный бас, которым не может похвастать никакая штатная аудиосистема. В данных инсталляциях его даже больше, чем нужно, но это регулируется скромной крутилочкой в маленьком отсеке для мелочей под левым коленом водителя.
- Громкость. Тот самый параметр штатной аудиосистемы, который не дает насладиться понравившейся композицией в полной мере. Всегда кажется, что вот бы ещё немного и вот прям кайф. Но или громкость заканчивается или начинаются такие чудовищные искажения, что хочется вообще все выключить. Так вот у новой, настоящей аудиосистемы, этой громкости на столько с запасом, что долго слушать на максимуме просто невозможно и даже и вредно для ушей.
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: