Проблемы Meridian в Range Rover Velar и способы их решения
- Почему звук заводских аудиосистем в Range Rover Velar так ужасен ?
- Почему звук дорогой комплектации meridian и дешевой – одинаково плох ?
- Как подключить процессорный усилитель к Meridian: сразу два способа
- Настоящий сабвуфер-стелс с динамиком от JLAudio: специально для Velar
- 3D печать подиумов и объемов – не только для точности звучания
Разбираемся с заводскими системами в разных комплектациях Range Rover Velar
Так получилось, что два совершенно разных Range Rover Velar посетили студию Accent-Audio в течение одной недели. С одной стороны задачи одинаковые: исправить то звуковое безобразие, которое люди приобрели вместе с красотой и современной роскошью Range Rover, с другой – есть принципиальные моменты, которые отличают два заказа кардинально.
Range Rover Velar №1 приобретен в самой полной комплектации и заводской Meridian там тоже топовый. Он играет отвратительно: музыка уродуется в online режиме. Звук откровенно плывёт, причем аудиосистема сама решает, какой инструмент или звук на какой громкости проглатывать. Даже когда кажется, будто вот эту композицию Meridian играет более-менее внятно, вдруг оказывается, что к середине трека мы потеряли 40% громкости, а пока тянулись к энкодеру – она вернулась. И это при заведенном моторе и машине, которая стоит в режиме паркинга, то есть совершенно точно никакие дополнительные функции не должны внезапно приглушать звук, типа как это происходит при прослушивании музыки с телефона, на который пришло сообщение в WhatsApp. Это половина беды.
Далее тональность. Это просто поразительно: в автомобиле установлены две трёхполосные аудиосистемы – в передних и в задних дверях, но при этом среднечастотного диапазона нет вообще, а пищалки, которые раньше (в RR Sport предыдущих поколений) были ещё пищалками, издают хриплое сипение.
Дальше будет негатива больше, поэтому любителям марки Range Rover лучше это пролистнуть до начала описания готовых технических решений.
Главная сложность: выполнить замену аудиосистемы нам нужно довольно оперативно и сделать это максимально надёжно, уменьшив количество используемых устройств до двух. Причина: машина покидает Россию навсегда и уезжает в одну солнечную европейскую страну. Это значит, что всё установленное должно работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не потребовалось ничего перенастраивать, менять, чинить и пр., как минимум ближайшие 7 лет – примерно столько отмерил хозяин новому Велару. Так оно должно быть для любой инсталляции и так есть, но тем не менее, подстраховать всю эту затею дополнительно не помешает.
Range Rover Velar №2. Комплектация проще, Meridian тоже проще, машина будет эксплуатироваться в Москве, а хозяин искренне любит музыку, является настоящим меломаном и знает немало о динамиках, их устройстве и принципах аудиосистем вообще.
Включаем: отличий НОЛЬ. Звук дорогого Meridian и упрощенного отличается ТОЛЬКО громкостью. Все проблемы и пакости, которые присутствуют в звучании – полностью совпадают. Хозяин радуется: хорошо, что я не заплатил за более дорогую комплектацию.
Сами динамики, усилитель, толщина и качество проводки – не отличаются. Разница только в стальных сетках на обшивках дверей.
Проектирование аудиосистем для замены Meridian на звучание, достойное марки Range Rover
Самое интересное – решения, которые по разным причинам имеет смысл применять в Range Rover Velar для решения проблем со звучанием.
Главная особенность обеих Meridian: звуковой сигнал, который пришёл с магнитолы в усилитель по неизвестной шине данных, усилитель не только усиливает, но и ПОЛНОСТЬЮ разбирает на части, каждая из которых предназначена своей паре динамиков. То есть: сигнал на твитеры фронтальные, сигнал на среднечастотники фронтальные (в передних дверях), сигнал на странные вуферы в передних дверях, сигнал на пищалки в задних дверях и сигнал на мидбасы в задних дверях. Единственное, что хоть как-то спасает нас и заказчика от сумасшедших растрат на лишнее оборудование – сигнал на сабвуфер – он хоть и отрезан для этого самого сабвуфера, но является полной копией сигнала с фронтальных мидбасовых динамиков.
Для тех, кто понимает о чем идет речь, всё это выглядит крайне и крайне печально. Восстановить изуродованный звук почти невозможно, а если и возможно, то результат видится крайне сомнительным, а усилия предстоят чудовищные….. Если конечно мы хотим получить РЕЗУЛЬТАТ – действительно приличное звучание, а не просто обмануть заказчика, предложив ему установку каких-то там усилителей и акустики с неизвестными последствиями.
- Для Velar №1 мы разработали такую схему:
- Процессорный усилитель Helix Veight будет получать все фронтальные сигналы и “собирать” мы их будем только встроенными средствами Helix. На свой страх и риск. Запас времени – один рабочий день.
- Все восемь каналов будут обслуживать полное поканальное подключение новой фронтальной акустики и тыловую компонентную.
- Сабвуферный усилитель Hertz будет…. Понятное дело, качать сабвуфер. И на этом всё. Результат всех работ будет зависеть только от мастерства настройки, подпираемой всей мощью возможностей Helix VEight.
- Для Velar №2 мы приняли принципиально другие решения:
- Собирать остатки музыки после работы штатного усилителя будет специально предназначенное для этой задачи устройство – JLAudio Fix 82.
- Далее, уже в виде цифрового потока SPDIF по оптическому каналу, всё собранное и восстановленное, мы отправим в процессорный усилитель Helix PSix (Модель более совершенная и музыкальная, чем VEight), который возьмет на себя работу с более серьезной, чем варианте №1, акустикой.
- Тыловую акустику попробуем настроить без каналов процессинга, подключив новый комплект двухполоски напрямик к заводским сигналам
- Сабвуферное звено нужно плотное и хлёсткое, поэтому – JLAudio JLAudio. Все подробности и модели вы найдете в соответствующих блоках ниже.
На фото ниже: новые внутренние подиумы для мидбасов Focal P165F, которые будут установлены в качестве мидбасового звена в обеих машинах. Выбор именно этой акустики для разных по качеству и характеру проектов, обоснован с одной стороны массой достоинств динамиков Focal серии FLAX, которые могут и звучат дороже своих денег по всем параметрам и обладают исчерпывающей надежностью, а с другой – их невысокой стоимостью, которая позволяет не сомневаться в правильности выбора в условиях сильно изуродованного сигнала в новых Range Rover.
Аудиоподготовка Range Rover Velar, установка мидбасов Focal и великолепный пластик обшивок
Стоит обратить отдельное и пристальное внимание на дверные обшивки Velar. Нет, не снаружи, а изнутри.
Вы увидите поразительное: несколько пластиковых деталей сварены друг с другом так, чтобы всё это дребезжало, а потом… просто надето на сталь двери. Даже кусочка переработанной ваты тут нет.
Поэтому подробно и тщательно обрабатываем и металл и пластик вибродемпфирующими материалами, дополнительно проклеиваем все стыки и заводские сварные швы. Смягчающий и шумоизолирующий BipLast Premium тут обязателен.
Далее готовим проставочные кольца сразу для обеих машин и сразу для всех дверей. Тут, понятно, без 3D печати не обошлось.
На фото в блоке представлены двери обоих Velar с мидбасами Focal FLAX.
Обратите внимание, как откровенно отличаются дверные обшивки двух Velar и как совершенно не отличаются динамики....
Правильная установка среднечастотных динамиков Brax в передние двери Range Rover Velar
В качестве среднечастотного звена, которое в любой трехполосной акустической системе берет на себя огромный список задач, мы выбрали Brax Matrix ML3. Причем в оба автомобиля.
Причина выбора: Brax Matrix ML3 – один из лучших, а вероятно и даже самый лучший среднечастотный излучатель на сегодняшнем рынке. При этом его цена выглядит не то чтобы низкой, но явно занижена относительно прямых конкурентов, которых по факту – три.
Напомним: критически важная задача решения для черного RangeRover Velar – исчерпывающая надежность, а для его серебристого брата – максимальное качество звука. Так как бюджеты обеих машин позволят небольшую дельту, то без сомнений, выбор Brax Matrix ML3 отвечает сразу всем запросам: и немецкая надежность и максимально качественное звучание, которое явно превосходит возможности штатного сигнала с магнитолы, неважно: восстановленного через Fix или прямого.
Так как мы, в отличие от инженеров Range Rover, любим то, что делаем, то совершено точно лишней не будет процедура изготовления для роскошных ML3 полноценных объемов. Понятно, объемы напечатаны на 3D принтере и устанавливаются в двери Velar так, будто так задумано с завода: используя всё допустимое свободное место под обшивками. Объем каждого бокса – 1,2 литра. И да, это самый удачный объем для этого динамика – увеличение микродинамики при критически низком частотном разделе в 240 герц – явно и отчетливо, что в свою очередь оживляет воспроизведение любых записей с настоящими, живыми инструментами и голосами.
Выбор и штатная установка твитеров Dego/Helix в Range Rover Velar
Для черного, уезжающего из России Range Rover Velar, мы предложили мягкие и очень живые твитеры E.O.S, в серебристый Velar, более правильный по звуку и будущей начинке, рекомендовались вариации на тему Brax и ScanSpeak…..
Однако оба владельца категорически и безоговорочно затребовали установить новые, максимально качественные твитеры…. в штатные места, за сеточку. Сеточка, за которой прячутся в Velar заводские твитеры – совсем даже не плохая, более того и разворот пищалки имеют вполне пристойный, но размеры……
Максимальный внешний диаметр твитеров, которые можно без глупостей (перекрыв часть купола пластиком), аккуратно и абсолютно незаметно установить в Velar – 37 мм, а допустимая посадочная глубина и того меньше.
На основе таких жёстких пунктов ТЗ, в черный Velar мы установили бюджетные, но от этого не менее точные и разборчивые твитеры DEGO Powerline PO2.5T Upgrade, а в серебристый, более правильный по звуку, все же уместили Helix C1T и по итогам они “переиграли” Dego по мягкости и разрешению.
Установка процессорного усилителя Helix VEight и сабвуферного Hertz HCP 1 DK в черный Velar
Размещение и подключение прекрасных европейских усилителей в обеих машинах выполнено в свободной нише под правым пассажирским сидением.
Более простая, но максимально надежная схема для автомобиля, который будет эксплуатироваться в другой стране, подразумевает работу одного процессорного усилителя со всеми новыми каналами: поканальный фронт тыловая акустика Focal PS 165F. С сабвуфером будет работать проверенный любимчик Hertz HCP 1 DK. Моноблок от Hertz не раз выручал нас в борьбе за максимально качественный контроль при минимальных габаритах. И в этот раз он снова на высоте.
Напомним: за штатным усилителем мы собираем все возможные сигналы на акустику, кроме сабвуферного – он идентичен фронтальным мидбасам.
Именно для машины, которая вполне вероятно будет испытывать непривычную нам тепловую нагрузку (сколько там летом в Испании ? 40 ?), мы специально после сборки и настройки системы, гоняли её на почти пиковой громкости около 7 часов, чтобы на 100% быть уверенными: никакие узлы не будут отключать себя по перегреву, будучи запакованными в подполье.
Установка процессорного усилителя Helix PSix и сабвуферного JLAudio в серебристый Velar
Что может быть лучше процессорного усилителя Helix PSix ? Разумеется, аудиопроцессор и пара серьёзных усилителей AB класса. Но, если возможности или желания установить три отдельных устройства нет, то PSix – это единственно верное решение.
Продукция Helix ни в коем случае не заменяет и не отменяет решений от Audison и JLAudio, но по множеству характеристик и особенностей пока является приоритетной.
В более продвинутой и музыкальной схеме для серебристого Velar мы используем цифровой процессор-восстановитель изуродованного заводского сигнала JLAudio FiX-82, на выходе из которого должен получиться ровный, полный и чистый цифровой сигнал в формате SPDIF по интерфейсу TOSLINK. Этот исправленный и восстановленный сигнал мы отправляем прямиком в Helix PSix для последующей работы с фронтальной акустикой. Тыловая акустика будет подключена без дополнительного процессинга и усиления напрямик и вместо штатной.
Владелец знает, что такое хороший звук и рекомендацию по упрощенному подключению тыловой акустики принял сразу.
- Всё должно быть точно, мягко и чисто, а вот бас я люблю жирный и злой, чтобы его было с запасом…
Для решения такой задачи ничего кроме продукции JLAudio мы предложить не можем и про сабвуфер остановимся подробнее в следующем блоке. А вот кто будет раскачивать и контролировать “зло” от JLAudio ? Разумеется, однофамилец – моноблок JLAudio JX 1000/1D.
JLAudio JX 1000/1D – относительно недорогой, относительно небольшой, 100% предназначенный именно для нашей задачи – качать и контролировать.
На фото представлена установка и коммутация всех трёх устройств: JLAudio FiX-82, JLAudio JX 1000/1D, Helix PSix. Все разместились под передними сидениями, все закреплены винтами под гайку, процессоры установлены на специально подготовленные для этой задачи алюминиевые площадки.
Встроенный сабвуфер-стелс специально для Range Rover Velar и головка JLAudio 10TW3-D4
У компании JLAudio много великолепных решений и продуктов, присутствуют откровенно спорные, есть странные. Но с фактом спорить бессмысленно: если мы хотим получить исчерпывающий, вязкий и, при этом напористый и быстрый, жирный бас, то JLAudio – впереди. Более того, на сегодня самой удачной головкой в формате Slim (динамик с уменьшенной посадочной глубиной) мы по праву считаем JLAudio 10TW3-D4. У неё есть странности: к диффузору нельзя прикасаться даже пальцами, крепежные отверстия в пластиковой корзине – пластиковые, что требует от установщика максимальной аккуратности и даже нежности, но….. Когда JLAudio 10TW3-D4 начинает играть – это всегда удивление и восторг. Совершенно ни с чем не сравнимый уверенный почерк: разве можно спутать звук и ощущения от проходящего мимо тепловоза с чем-то еще ?
Для JLAudio 10TW3-D4 мы изготовили полноценный деревянный корпус-стелс, который закреплен двумя болтами М14 в левой нише багажного отсека, которая никак не пострадала от такой установки и будет иметь абсолютно заводской вид после снятия сабвуфера при продаже машины. Ну, разве что крепежные отверстия придется замаскировать.
В черный, отъезжающий за границу Velar установлен сабвуфер попроще, но не менее любимый Focal P25FS. Его сфотографировать забыли... Но не огорчайтесь - внешний вид деревянного корпуса - полная копия представленного ниже.
Новые аудиосистемы НЕmeridian в Range Rover Velar: результаты, выводы, рекомендации
Попытаемся оценить и сравнить практически одинаковые аудиосистемы в двух почти одинаковых RR Velar и понять, так ли на самом деле хорош восстановитель штатного сигнала JLAudio Fix, который принципиально отличает одну систему от другой (разницу в звуке Helix PSix и Helix Veight не принимаем во внимание в данном случае, хотя она конечно есть и существенная).
Новое звучание в черном Velar, где сигнал собирается только средствами процессора Helix:
- Сила звука, напор, четкость и наполненность взлетели на новый уровень. Теперь в машине не тошнит от звучания, теперь это звук, который хочется слушать долго. Не нужно пытаться крутить громкость, чтобы получить недостающие звуки и инструменты – всё на своих местах. Да, сигнал штатной магнитолы оставляет желать лучшего. Даже наши самые сложные настройки и уйма потраченного времени не могут полностью скомпенсировать ту беду, которую подарили англичане любителям марки Range Rover.
- Удивительно, как собранно и хорошо играет сабвуфер. Настроить бас так, чтобы он не барабанил в спину, а присутствовал тут, перед слушателем, плотный и чёткий – заняло не более 20 минут. Это значит, что в низкочастотный диапазон штатная магнитола вносит минимум искажений и фазовых сдвигов.
- Наши любимые, не самые, кстати, дешевые среднечастотники Brax ML3 хоть и в объемах и установлены жестко и правильно, все равно не раскрывают своих возможностей полностью. Нарезка частот штатным усилителем, собранная в коммутаторе Helix всё же портит великолепие немецкой акустики. Понятно, пользователь этого не понимает и не слышит, у него просто теперь есть внятный и живой среднечастотный диапазон, но мы то знаем, что должны творить ML3, даже и в штатных местах.
Новое звучание в серебристом Velar, где сигнал предварительно обрабатывается JLAudio Fix
- Раздаем полный цифровой сигнал, полученный после некоторых ухищрений по оптике с восстановителя штатного сигнала JLAudio Fix 82. Выполняем предварительные настройки и….
- Первое, что сразу удивляет: твитеры Helix – вот это да, вот это не зря мы старались, размещая уважаемую пищалку в штатные места.
- Среднечастотный излучатель Brax ML3 великолепен, сразу раскрывает себя и обращает внимание на более полную, точную и живую середину (не зря объемы печатали 3 дня). Тот самый восторг, когда серединка играет до 250 герц – возвращён. В этом Velar серединки будут отрабатывать каждую потраченную на них копейку.
- Сабвуфер. Тут это не просто сабвуфер, а именно JLAudio. Его паровозный характер тут проявляется более ярко, более вкусно. Сразу после настройки сабвуфера так и тянет включить Eminem или Prodigy.
- Общая картина, полученная с использованием JLAudio Fix 82 – это более собранный звук, более цельный, ничто не отрывает излучатели друг от друга – музыка звучит полно и даже дорого.
Нужно признать, что никакие средства, никакие ухищрения, никакие восстановители не могут полностью исправить беду, связанную с заводским звучанием в Velar, однако никто не отменял возможности подключения к процессорным усилителям Helix альтернативных источников звука, пусть это и не так удобно, как штатная магнитола, зато удовольствие совершенно другого уровня.
Модернизированная система в Velar: как это звучит ? Подключите наушники или домашнюю акустику....
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: