Мягкое и живое: аудиосистема под блюз и джаз в BMW GT3
- Легендарный усилитель E.O.S AE-4100.1 SE – зачем ?
- Полностью интегрированный сабвуфер-стелс Focal Flax
- Мощь усилителя Mosconi ONE 250.2 – НЕ НА САБ ?
- Подсидельники GroundZero – а чем хороши ?
- Ушедший, но прекрасный Helix DSP.2
- Всё очень штатно в BMW GT3
Техническое Задание и проект новой аудиосистемы для BMW GT5
Сразу оговоримся, что публикация не совпадает с временем выполнения инсталляции. Автомобиль мы выдали клиенту осенью 2022, а публикация появится в феврале 2023. Почему так ?
Массу материалов мы держим про запас и\или по причине особенного, не очень удачного, вынужденного выбора компонентов аудиосистемы, который часто связан с требованиями заказчика.
Эта инсталляция – тот самый случай, когда мы оказались в рамках и бюджета и оборудования, но, тем не менее, и, как всегда, выдали великолепный результат.
Заказчик привез с собой наш любимый пятиканальный усилитель E.O.S AE-4100.1 SE, который мы ставили в его Honda Accord еще ПЯТЬ лет назад.
- Очень я люблю его мягкий и живой звук. Давайте сохраним любимца. Если нужен еще усилитель, добавьте то, что нужно, но Еоса хочу слушать дальше. Еще остался сабик Focal P25F. Знаете, сколько машин не послушал за прошедшие 5 лет – нигде такого универсально баса не слышал. Так что его тоже сохраним.
Мне снова нужна система под блюз, джаз и классический рок, но с растратами будьте аккуратнее, за машину еще не расплатился…
Вот и всё ТЗ. Нам этого достаточно, приступаем к выбору остальных компонентов.
- Мягкий и живой E.O.S AE-4100.1 SE мы отправим на твитеры, среднечастотники и сабвуфер. Почему так ? Причин несколько. Очевидно, что при ограниченном бюджете, мы сможем приобрести не самые раскрутющие пищалки и серединки, вполне вероятно, они будут чуть крикливее, чем хотелось бы, а значит мягкость E.O.S как раз нужна именно на каналах СЧ-ВЧ. Далее – подсидельники. Известный факт, что кормить подсидельные 200 мм вуферы в любом BMW лучше с хорошим запасом. Дилетанты, которые подключают пару каналов несчастного Audison Forza или Helix Match на тяжелые подсидельники, которым и так динамики недостаточно – просто тратят деньги заказчика на то, что никогда не будет работать правильно. Оно и понятно: клиент все равно не поймет, а громче станет, значит задача решена и можно прикручивать. Нет.
- На будущие подсидельники GroundZero (при них отдельно) мы отправим всю мощь двух каналов потрясающего и, вместе с тем, бюджетного Mosconi2. Этот монстр точно не даст подсидельникам заскучать и динамика будет отменной.
- В качестве фронтальной трехполоски мы в этот раз выбрали решение от GroundZero и вот почему.
Подсидельные вуферы Ground Zero GZCS 200BMW-SW4 осенью 2022 БЫЛИ В НАЛИЧИИ (помним про перебои с железом) и стоили 37000р. Не дешево, но и не дорого, а что получим ? Лёгкие подсидельники именно для 5 серии BMW, то есть способные выдавать глубокий четкий бас в объемах значительно больших, чем в BMW 2-4 серий.
Звучание Ground Zero GZCS 200BMW-SW4 отличается от соседей Blam и Eton мягкостью, а мягкость, приправленная запасной мощностью – это значительно вкуснее, чем сухой и жесткий динамик, который недокармливают процессорным усилителем по 60 ватт на канал. В итоге получим скорость и динамику (запасная мощность) и при этом не гавканье, а вкусный и глубокий бас.
СЧ-ВЧ звено – нелюбимое нами “готовое решение” - Ground Zero GZCS 100BMW-SQ A. Причина: при великолепной для цены комплекта в 32000р серединке, которая крайне удачно в BMW 5 серии играет в объем двери, твитер из этого комплекта обладает некоторой настойчивостью и колючестью, скрадывая при этом воздушность. НО ! Вся колючесть и все излишества автоматически нивелируются живым и мягким E.O.S, а недостаток воздуха мы попытаемся скомпенсировать процессором Helix DSP.2 и правильной настройкой. Кроме того, пищалки заказчик решил все же спрятать за сетки с пошлой надписью harman\kardon, поэтому наша совесть чиста, а карман заказчика не пострадал, ведь по отдельности серединки такого класса и средние шелковые пищалки стоили бы гораздо дороже.
- Всей системой будет управлять ушедший с рынка, но по-прежнему волшебный процессор Helix DSP.2. Выбрали мы его не только за звук, но и по причине экономии, ведь модель, уходящую из продаж, мы можем отдать со скидкой…
Напомним, что принципиальная разница в звучании процессоров DSP.3S и старого DSP.2 именно в отсутствии колючести у последнего, что нам и нужно.
Разумеется, процессор будет получать звук в цифровом канале SPDIF от штатной магнитолы через адаптер Trioma. И это просто замечательно, ведь в BMW c 2020 года такой возможности уже нет.
- Завершающий, но далеко не последний элемент системы – сабвуфер. Над выбором головки нам мучится не нужно – уже есть клиентский Focal Flax, его звучание действительно очень универсально. Отлично зайдет на любой электронике, не проиграет на тяжеляке, а уж под классический рок вообще без проблем.
Важно: кузов GT5 идеален для работы сабвуфера, это вам не седан, поэтому сабвуфер тут – важнейший элемент системы. Мощности пятого канала E.O.S вполне достаточно для ровной и точной работы Focal. Снаружи постараемся исполнить, как всегда, ЛУЧШЕ, чем штатно.
Приступим.
Установка усилителей и аудиопроцессора в BMW GT5 – полная интеграция
Что для нас круто в кузове GT – волшебное пространство в подполье багажного отсека. Достаточно и высоты и объема охлаждающего воздуха и способов крепежа без сверления кузова. Подарок.
Процессор Helix DSP.2 и пятиканальный монстр E.O.S AE-4100.1 SE стоят бутербродом, процессор внизу, ведь ему охлаждение не требуется. Рядом – Mosconi ONE 250.2.
Не смотря на достаточный объем воздуха под полом, не смотря на встроенный кулер в Mosconi ONE, опасаемся за температурный режим. Машина черная, сразу под стальным полом – банки глушителя. Как бы не начали усилители греться – AB класс все же.
Поэтому печатаем на 3D принтере стильные держатели под кулеры, которые будут прогонять воздух сквозь всю конструкцию.
А зачем кнопочка ? А кнопочка, чтобы в ноябре обесточить систему охлаждения, а в мае включить. Понятно, что охлаждение включается по необходимости и по команде термо реле, однако, чтобы сберечь ресурс вентиляторов, клиент хочет отключать их вовсе на холодный период. Ну пусть, нам не сложно.
Сабвуфер-стелс – искусство снаружи, правильный бас изнутри
Как всегда, наш фирменный стелс выполнен целиком из мебельной фанеры, покрыт лаком, перетянут в эко кожу, выглядит дорого и круто, имеет нужный для динамика Focal P25F объем в 20 литров.
Да, этот знаменитый динамик играет и в 14 литрах и в 25, однако идеальный объем именно 20. По нашим наблюдениям и опыту.
Корпус крепится к кузову тремя болтами М12, разумеется крыло тотально покрыто виброизоляцией, а динамик надежно защищен стальной решеткой с лого Accent-Audio.
Штатный монтаж внутрипольных вуферов GroundZero
Самый простой процесс из всех работ по установке аудиосистемы в BMW – это монтаж внутрипольников на их заводские места.
Хвастать тут нечем, с задачей справится и ребенок. Однако ПЕРЕД установкой самих динамиков выполняется кропотливый и сложный процесс протяжки проводки – как раз то, чем обычно не занимаются на автомойках и в гаражах, предполагая, что провод – он и есть провод, че его менять, зато с доверчивого клиента можно взять денег.
На самом деле, 4 кв. мм акустический кабель по сравнению со штатным проводком дает прирост по динамике и плотности звучания сравнимый с эффектом от замены усилителя…
Виброизоляция дверей и установка СЧ и ВЧ излучателей GroundZero по заводским местам
Сказать, что виброизоляция КАТЕГОРИЧЕСКИ необходима при установке СЧ динамиков в двери, конечно, нельзя. Да, это не мидбас и эффективность вибродемпфера не так высока. Однако, если бы даже самый неискушенный клиент имел возможность сравнить работу 100 мм среднечастотника, который, кстати, играет вниз аж до 170 Герц, в голой двери и в задемпфированной по всем правилам, то удивление от разницы можно было бы измерять в килограммах и метрах.
Расположение, способ крепежа – всё идеально заводское. Разница только в звуке.
Собираем, включаем, настраиваем: новое звучание в BMW GT5
Для описания результата в этот раз оттолкнемся от “премиум” штатной системы Harman/Kardon.
- Теперь в машине есть настоящий, рельефный и запасной бас. Он не гудит, а звучит.
- Громкость системы в три раза больше заводской пародии.
- Очень важно: нет мерзкого гудежа, забивающего все остальные звуки. Не надо задирать низкие частоты, чтобы получить драйв и напор – всё это и так есть.
- Аналогично с высокочастотным диапазоном. Все владельцы штатного Harman/Kardon задирают в штатном эквалайзере высокие на 7 и мучаются от колкости и жесткости, но не убирают ВЧ, ведь иначе разборчивости нет совсем. Про воздушность молчим. Так вот в новой системе высоких частот ровно столько, сколько надо НА ЛЮБОЙ композиции, они не ездят по ушам, а доставляют удовольствие и даже удивление.
- Сцена и ровность тонального баланса. Этими параметрами Harman/Kardon не обладает в принципе. В новой системе все это есть и трагически отличает ЗВУК от пародии. Одна из важнейших причин, почему это так – частотный диапазон СЧ звена, который разогнан до 170 Герц вниз и до 4000 Герц вверх. Это значит, что теперь среднечастотный динамик берет на себя в 2 раза больше функционала, чем у Harman/Kardon, а значит, нет необходимости заставлять голоса звучать из под сидения. Круто ? Нет, это нормально, так должно быть.
- Особенности звука усилителя E.O.S и аудиопроцессора helix задают системе особый характер, которой действительно хорош для живой музыки.
- Важнейший, в нашем представлении, параметр – динамика. Попробуйте ка послушать Metallica на Harman/Kardon. Не сможете. Просто не сможете. Среди гула и каши вам пару раз съездят по ушам пластиком медных тарелок и уродливых гитар и вы просто выключите это, предпочтя простенький рэп, попсу, короче, репертуар Радио Энержи. Для этого и создан Harman, ведь прежде, чем выдать вам этот продукт, пачка маркетологов изучает СРЕДНИЕ музыкальные вкусы владельцев BMW. Из этого среднего выкинуто всё, кроме пошлого рэпа и дурной электроники, потому что это слушают 90% пользователей.
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: